Дизайн

Что такое «промышленный дизайн»

Bermix706 views
Industrial Design

В наше время термин «промышленный дизайн» (англ. design — «изобретать», «проектировать», а также «чертёж», «эскиз») это международный термин, официально введённым в обиход в 1959 году генеральной ассамблеей ICSID (Международный совет организаций промышленного дизайна). Значение, которое вкладывают в слово «дизайн», касается производства нового вида продукции с учётом его функциональных и, главное, эстетических характеристик. В более широком понимании, дизайн это также и результат производства, например «дизайн ноутбука». Основной дизайнерской деятельности является отрасль современной науки под названием «техническая эстетика».

В средние века роль современных дизайнеров выполняли ремесленники. Их задача заключалась в производстве предметов быта, инструментов для производства, оружия. Мастер того времени работал не только над функциональностью, но и внешней привлекательностью изделия для покупателя. Таким образом, профессия ремесленника объединяла задачи, выполняемые современными техническими инженерами и художественными декораторами. К слову, некоторые современные учёные относят к дизайнерам и такую исключительно промышленную профессию, как «инженер — конструктор».



С появлением автоматизированного производства и ускорением процесса индустриализации в конце 19ого — начале 20ого веков большая часть производимой продукции лишилась многих полезных эстетических качеств. Она стала «обыденной», непривлекательной, не всегда обладающей полной функциональностью. Большие коммерческие предприятия, для улучшения продукции, стали вовлекать в производственный процесс наряду с профессионалами инженерами и людей искусства с креативным мышлением. Одной из таких корпораций в XX веке стала немецкая электротехническая корпорация AEG. Продукция этой фирмы значительно отличалась от аналогичной продукции конкурентов благодаря навыкам талантливого дизайнера П. Беренса.

Окончательное формирование профессии промышленного дизайнера завершилось в 30-х годах двадцатого века, во времена сильного экономического кризиса западного мира. Среди ключевых личностей – основоположников дизайна принято выделять Раймонда Лоуи, французского инженера и бывшего военного. Эмигрировав в США, из-за полного отсутствия финансов Лоуи устроился на должности иллюстратора в журналах мод. Приобретя авторитет «инженера с хорошим эстетическим вкусом» Раймонд основал собственную дизайнерскую фирму. Любопытно, что это произошло в период «великой депрессии». Именно Лоуи изобрёл «классическую» форму сигаретной пачки, выполнив заказ по разработке упаковки сигарет для фирмы «Лаки Страйк».

Лоуи пришёл к выводу, что покупателю нужен не просто дешёвый и качественный товар, но и функционально удобное, гармоничное и привлекательное изделие. Именно Лоуи впервые применил в своей профессии современные дизайнерские подходы: соединил пользу, удобство и красоту изделия. Когда речь идёт о простых вещах, применять такие подходы достаточно просто. Кухонный нож, например, должен иметь оптимальный вес, удобно ложиться в кисть руки, не скользить. Форма лезвия ножа должна максимально соответствовать его назначению (разделочный нож или нож для хлеба). Цвет ножа должен сочетаться с общим интерьером и цветовой схемой остальных столовых приборов. Очень важен в процессе дизайна критерий экономии ресурсов. Для ножа такая экономия может достигаться эстетическими вырезами в лезвии или рукоятке, позволяющими экономить материал.

Управление сложными технологическими единицами — промышленными механизмами, транспортом, станками требует соответствующей квалификации и умений. Такая продукция должна быть максимально удобной и «дружелюбной» в эксплуатации.

Какие выводы следуют из этого? Во-первых, все элементы управления должны быть размещены таким образом, чтобы на работу с ними уходил минимум физических или интеллектуальных усилий. Клавиатура, переключатели, педали должны быть размешены в области досягаемости, отличаться друг от друга, быть сгруппированными и иметь возможность регулировки под конкретного человека.

Во-вторых, изделие должно быть эстетически привлекательным. Машина или механизм (промышленный кран, микроволновка, велосипед и т. д.) должны иметь гармоничные пропорции, цветовую схему, динамические показатели, соответствующие их основному назначению.

Таким образом, дизайнерский труд — это не украшение изделия и не маскировка его изъянов. Дизайнерский процесс – это подробный анализ трендов развития продукции и генерация новых решений, опирающихся на критерии эстетичности, функциональности и экономичности. Находчивость и умение объединять инженерные решения с гармоничными художественными образами являются ключевыми качествами любого дизайнера. От этих навыков зависит и успешность функционирования дизайнера в качестве связующего звена, координирующего работу различных производственных подразделений.

Объяснение этапов работы рассматриваемой профессии удобно производить на примере производства одного из сложнейших технологических объектов быта – легкового автомобиля.

Этап предпроектного исследования. Здесь главная задача состоит в сборе и обработке информации об аналогичных моделях конкурентов, их преимуществах, недостатках, направлениях развития, динамике продаж и так далее. В конце этапа дизайнер должен сформировать перечень требований и основных параметров, на основании которых будет вестись дальнейшая разработка.

Этап эскизного проектирования. Дизайнер создаёт эскизы будущего изделия с учётом сформированного пакета требований, а также координирует работу конструкторов и компоновщиков. На этом этапе инженеры должны расположить в заданном объёме автомобиля его составные части в рамках сформированных условий. По завершению этапа должно быть найдено оптимальное техническое решение, учитывающее технические требования и желания потенциальных покупателей.

Этап эскизного проектирования предполагает создание имитационных моделей автомобиля, уменьшенного в 4?5 раз. Как правило, материалом таких моделей является пластилин. Из полученного множества эскизов и физических моделей выбирают вариант эскиза для будущего дизайн — проекта.

Этап создания технического дизайн проекта. Результатом данного этапа должна быть физическая модель в реальном масштабе, отображающая все элементы автомобиля (фары, зеркала, особенности формы и тому подобное). Материалами для модели являются пенопласт, пластик, гипс в сочетании с металлическим или деревянным каркасом.

Этап рабочего проекта. Здесь обговаривают последние нюансы, вносят заключительные изменения и выпускают демонстрационный макет, максимально соответствующий дизайнерскому решению. Этот макет будет служить эталоном для дальнейшей серийной разработки автомобиля.

По завершению четвёртого этапа и утверждению рабочего проекта работа дизайнера заключается в осуществлении контроля над производством, анализе результатов испытаний, внесении возможных правок в проект.

Из вышесказанного можно смело заключить о том, что технический дизайнер является своего рода «модельером в промышленности». Именно люди этой профессии задают стиль для будущих изделий в определённой сфере. Профессия дизайнера охватывает множество сфер деятельности и требует от личности широты технической мысли, смекалки, знания специфики производства. Любой дизайнер должен обладать умением быстро обучаться, «схватывать» новое, быть на передовой высоких технологий.